«В этом году в зоне ответственности нашей компании не было ни одной аварии»

Расскажите о промежуточных итогах деятельности компании за прошедшее полугодие или восемь месяцев, если таковые данные есть — сколько составил объем транспорта газа по магистралям ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»? Каков план по итогам 2016 года и как изменится этот показатель по сравнению с прошлым годом?

В системе Газпрома ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» занимает особое место, из всех дочерних обществ газового концерна мы граничим с наибольшим количеством европейских стран. В зону нашей ответственности входят стратегически важные газотранспортные системы, которые играют большую роль на международном рынке, и свыше 70% всего экспорта ПАО «Газпром» проходит через наши газопроводы.

Объемы транспортировки газа — основной производственный показатель нашего предприятия. За последние 5 лет эта цифра выросла более, чем на 30% и в 2015 году превысила 137 млрд куб. м. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом. По прогнозам на конец 2016 года объем транспорта углеводорода остановится на отметке около 143 млрд куб. м, в первую очередь эти показатели будут достигнуты за счет увеличения экспортных поставок газа по газопроводу «Северный поток», который эксплуатирует наша компания.

Какие технологии используются компанией для поддержания работоспособности магистралей? Если ли инновационные технологии в этом направлении?

Для поддержания работоспособности газовых магистралей используется система технического обслуживания и ремонта оборудования, которая включает в себя периодический осмотр объектов, выполнение планово-предупредительных и диагностических работ собственными силами и с привлечением подрядных организаций. По результатам проведенных обследований производятся текущие и капитальные ремонты.

Если говорить об инновациях, то из реализуемых нами сегодня НИОКР наиболее значимой и масштабной является работа по созданию отечественного автономного локального источника электрической энергии на основе использование тепловой энергии уходящих газов газотурбинных агрегатов. В настоящее время для привода нагнетателей природного газа газоперекачивающих агрегатов, как правило, используются газовые турбины.

Энергия, получаемая при сгорании топливного газа, только частично расходуется на привод ГПА для повышения давления транспортируемого газа, причем КПД использования тепла составляет около 35%. Получается, что при использовании существующей технологии транспортировки газа до 2/3 вырабатываемой ГПА тепловой энергии бесполезно выбрасываются в атмосферу с уходящими газами. Часть этого энергетического потенциала мы хотим полезно использовать для выработки электрической энергии на собственные нужды КС, повышая энергоэффективность процесса транспортировки газа и снижая негативное влиятие на окружающую среду.

На протяжении нескольких лет специалистами ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» совместно с учеными Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и сотрудниками ООО «Научно-технический центр „Микротурбинные технологии“ (Санкт-Петербург) ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию опытного образца паротурбинной теплоутилизационной установки для выработки электроэнергии на собственные нужды КС. Установка включает в себя находящуюся в эксплуатации газовую турбину действующего ГПА и вновь разработанную утилизационную паротурбинную установку для выработки электроэнергии на нужды КС.

В настоящее время продолжается разработка сложного технологического оборудования, часть из которого уже находится в изготовлении, стоительно-монтажные работы вспомогательных сообружений и коммуникаций ведутся полным ходом на одном из производственных объектов компании. На 2017 год запланирован ввод установки в опытную эксплуатацию.

Значительно ли выросли затраты на обеспечение работоспособности сети на фоне кризиса?

Несмотря на кризис, затраты на обеспечение работоспособности практически не выросли. Это связано с тем, что если ранее значительная часть материалов, запчастей, оборудования и механизмов была импортной, то сейчас, в связи с введением Программы импортозамещения, многое было заменено на отечественные аналоги, сопоставимые по качеству с иностранными, а по некоторым параметрам даже превосходящие их.

Сколько у вас случилось аварийных ситуаций в этом году? Как их число изменилось по сравнению с прошлым? Сколько потребовалось средств на их ликвидацию?

Вопрос обоснованный, поскольку история нашего предприятия началась в 1948 году, и средний возраст наших первых газопроводов составляет около 60 лет. Мы с особой тщательностью следим за состоянием наших объектов, ведь подавляющее большинство из них пролегают в густонаселенных районах региона. Это огромная ответственность, и халатность тут недопустима.

На предприятии давно и планомерно проводится реконструкция производственных мощностей. В процессе реконструкции устаревшее оборудование заменяется на современное, надежное и более эффективное. При замене старых газопроводов на новые, там, где это технически возможно, укладываются трубы с большим диаметром, увеличивающие пропускную способность газопровода. Используются равнопроходные краны, обеспечивающие возможность применения специальных «снарядов» для внутритрубной диагностики. Устанавливаются ГРС с максимально возможной степенью автоматизации.

Результат этих мер нагляден: в этом году в зоне ответственности нашей компании не было ни одной аварии. Помимо того, что это повышает стабильность и бесперебойность поставок газа — нашу главную цель, это также экономит значительные финансовые средства, ведь ликвидация последствий аварии исчисляется в миллионах рублей.

Расскажите о планах компании на 2017 год, над какими проектами вы будете работать?

Наши производственные планы предполагают, прежде всего, надежное снабжение природным газом потребителей как внутри страны, так и за ее пределами. Для этого в компании проводится трудоемкая повседневная работа по обслуживанию объектов газотранспортной системы, ее диагностическому обследованию, ремонту, реконструкции и модернизации.

В 2017 году продолжится реализация масштабных работ, связанных со стратегическими планами Газпрома. В первую очередь, это проект «Развитие газотранспортных мощностей Единой системы газоснабжения Северо-Западного региона, участок Грязовец — КС „Славянская“ — часть проекта „Северный поток — 2“, которая войдет в зону ответственности нашего предприятия. Он представляет собой строительство и ввод в эксплуатацию сухопутного участка газопровода протяженностью более 1,1 тыс. км с пятью компрессорными станциями.

Немаловажное значение для региона имеют работы по реконструкции магистральных газопроводов (МГ) «Кохтла-Ярве — Ленинград», 1 и 2 нитки, строительство ГРС «Лаголово» и перемычки между газопроводами «Белоусово — Ленинград» и «Кохтла-Ярве — Ленинград», реконструкция МГ «Серпухов — Ленинград» и МГ «Белоусово — Ленинград», реконструкция компрессорной станции «Новгород» с заменой ГПА ГТК-5. Проекты находятся в высокой степени готовности, их ввод в эксплуатацию предусмотрен уже в конце 2018 — в начале 2019 года.

Реализация данных работ позволит увеличить поставки газа на экспорт, а также повысить уровень газификации региона и в целом надежность газотранспортной системы, даст толчок для развития промышленности Северо-Запада России, в том числе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Наше приложение приурочено к газовому форуму, я хотела бы узнать Ваше мнение, как топ-менеджера газовой компании, полезно ли вообще это мероприятие для отрасли? Если да, то чем?

Безусловно! Газовый форум — это знаковое мероприятие для всех предприятий газовой отрасли. Наша компания уже пятый год является его участником.

Находясь здесь, мы имеем возможность познакомиться с мировыми тенденциями в отрасли, ключевыми проектами и инновационными разработками. Кроме того, площадка форума дает возможность принять участие в обсуждении различных вопросов развития газовой отрасли. Позволяет установить диалог между сотрудниками разных компаний нефтегазового сектора, обменяться мнениями и опытом по решению актуальных вопросов. Можно сказать, что здесь определяется вектор дальнейшего развития газовой промышленности.

Я не знаю ни одной сферы бизнеса, где компании не говорили бы, что они испытывают проблему с квалифицированными кадрами. Многие создают собственные корпоративные школы или пытаются взаимодействовать с вузами. Как обстоят дела с кадрами в газовой отрасли в регионе? Как компания воспитывает себе сотрудников?

Несомненно, проблема квалификации персонала значима для всех крупных предприятий. Время, в котором мы живем, диктует свои условия. Теперь компетентность работников характеризуется не только качеством профессиональных знаний, но и способностью оперативно получать новую информацию, усваивать новые приемы и методы работы.

Отвечая вызовам современности, ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» активно поддерживает обучение персонала и развивает потенциал сотрудников, ведь за успехами компании всегда стоит труд и знания конкретных людей. Ежегодно в компании повышают квалификацию 3500 работников, в том числе около 800 человек участвуют в семинарах-совещаниях, проводимых на базе ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

Помимо этого, мы активно развиваем сотрудничество с учебными заведениями нашего города. Так в сентябре этого года на базе гимназии № 330 открылся первый в Санкт-Петербурге «Газпром-класс». Предполагается, что школьники продолжат обучение в таких высших образовательных учреждениях как Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургский государственный экономический университет, которые считаются стратегическими партнерами для Газпрома, и получат преимущественное право трудоустройства на предприятия газовой отрасли. Тесное сотрудничество ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» с этими университетами позволяет не только согласовывать программы, по которым будут обучаться наши будущие коллеги, но также создавать базовые кафедры.

Автор: Ульяна Терещенко

Источник: Коммерсантъ