Усман Мингажетдинович Мясоутов

Мой дед Усман Мингажетдинович Мясоутов родился 12 августа 1912 года в г. Баку, куда его отец Мингажетдин Сатреддинович Мясоутов приехал в 1898 году из деревни Кривозерье Пензенской губернии на нефтяные промыслы — на заработки.

Усман Мингажетдинович Мясоутов

Усман Мингажетдинович Мясоутов


Прилежание в работе и желание выйти в люди позволило отцу моего деда получить специальность слесаря по монтажу и эксплуатации газового оборудования, с соответствующим уровнем достатка. Семья, где родился мой дед, была большая — пятеро детей. Дед по старшинству был вторым ребенком.

Его детство и юность проходили в трудные годы. Попытка вернуться в деревню и заняться сельским хозяйством не удалась в связи с волной коллективизации в 1927–28 годах, в ходе которой у семьи была реквизирована вся домашняя живность и сельхозинвентарь в пользу колхоза. Отец деда в колхозе работать не захотел, и вся семья перебралась обратно в г. Баку.

В 1930 году мой дед поступил на работу учеником токаря, а осенью этого же года — на вечернее отделение рабфака без отрыва от производства. Весной 1934 года его вызвали в райком ВКПб Ленинского района г. Баку и предложили (вернее, обязали как кандидата партии, а он был кандидатом с 1932 года) готовиться для поступления в авиационную школу.

В тот момент началось развитие авиации в стране, ощущалась острая нехватка летного состава. И вот из числа активных комсомольцев, кандидатов и членов партии преимущественно рабочего происхождения начался так называемый спецнабор в авиационные училища. Мой дед и еще 69 молодых людей из Баку были зачислены в мае 1934 года в авиатехническую школу под Москвой. После успешного ее окончания в октябре 1937 года в звании техника-лейтенанта дед был направлен в Белорусский военный округ, в гарнизон Боровское 3-го тяжело-бомбардировочного авиаполка. Полк был укомплектован тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3. Так начался период службы моего деда Усмана Мясоутова в Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

30 ноября 1939 года Советский Союз вступил в войну с Финляндией. Полк, в котором служил мой дед, был перебазирован на аэродром близ Петрозаводска, на Карельский перешеек, где принимал активное участие в подавлении и разгроме белофинских войск. 13 марта 1940 года был заключен мир, и полк, приведя матчасть в порядок, вернулся на свою базу в Боровское.

В октябре 1940 года, будучи в отпуске в г. Баку, мой дед женился и уже с молодой женой приехал в свою часть. Под Минском на аэродроме Пуховичи их застала Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года из гарнизона в срочном порядке эвакуировали семьи военнослужащих, а полк приступил к боевым действиям. 23 июня силами3-го тяжело-бомбардировочного авиаполка был нанесен удар по технике и войскам противника западнее Минска. После этого боевого вылета полк произвел посадку на аэродроме г. Ржев.

С аэродрома Ржева полк перебазировался на подмосковные аэродромы, где тоже долго не задержался. Ведя боевые действия с каждого аэродрома, к сентябрю 1941 года полк был переведен в Ивановскую область на аэродром Тейково, откуда активно совершал полеты по нанесению ударов с воздуха по приближающимся к Москве войскам противника. Там деду было присвоено очередное воинское звание «инженер-капитан», и он был переведен на должность инженера полка по спецоборудованию. Что это было за спецоборудование, дед никогда не рассказывал.

После разгрома немцев под Москвой в январе 1942 года полк постепенно начал перелетать на западные аэродромы. Давалось это все чудовищным напряжением сил, возможность отдохнуть была не более 3–5 часов в сутки.

После обороны Москвы полк, в котором служил мой дед, принимал участие в разгроме немецких войск под Сталинградом осенью 1942 года. К этому времени подоспело перевооружение — новые двухмоторные самолеты Ли-2 (созданы на базе Douglas DC-3 советским конструктором Борисом Павловичем Лисуновым).

На этих самолетах полк успешно выполнял боевые задачи: участвовал в разгроме немецких войск на Курской дуге и во всех операциях большинства фронтов в 1944 году — и так до Дня Победы!

В 1944 году полк деда из-за большого количества потерь стал ощущать нехватку летного состава. При штабе авиакорпуса были организованы курсы по переучиванию наиболее подготовленного техсостава на штурманов, куда и попал мой дед. Через несколько месяцев, закончив эти курсы, он был зачислен в летный экипаж с присвоением очередного звания — «майор», и с этим экипажем он успел совершить 9 боевых вылетов до своего тяжелого ранения.

К сожалению, дедушка многого не описывал в своих мемуарах, да и рассказывал неохотно о тех эпизодах, за которые он получал награды. Он считал, и передал это мнение сыновьям и внукам, что любой подвиг или героический поступок — это следствие чьей-то ошибки, а война — это работа. Но один эпизод из его рассказа мне запомнился, он как раз связан с его ранением:

«Перед нашим полком была поставлена задача: бомбить Берлин. Как правило, это были ночные вылеты, поскольку в темное время суток было значительно легче подойти незаметно и уйти без потерь. Нашему экипажу было поставлена важная задача: подсветить цель осветительными бомбами и заснять фотоаппаратурой результаты бомбардировки (возможно, это и была та самая „спецаппаратура“. — Прим. автора). Поэтому на цель наш экипаж заходил первым, а уходил крайним (у летчиков слово „последний“ не в почете. — Прим. автора). При отходе мы и попали под плотный огонь зенитной артиллерии. Самолет получил серьезные повреждения, меня ранило в живот —это очень нехорошее ранение, шансов выжить было не много, но мы дотянули и сумели сесть за линией фронта. Боевая задача была выполнена».

Дед был награжден медалью «За отвагу», Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени.

В ходе излечения дед был направлен в ЦАГИ (госпиталь в Жуковском), где познакомился с Алексеем Петровичем Маресьевым, находившемся там же на реабилитационно-восстановительном лечении.

После войны они долго переписывались (об этом я могу судить только по рассказам деда, письма были утеряны).

После излечения и возвращения в часть дед был назначен помощником начальника штаба авиаполка.

День Победы застал моего деда в Польше, куда впоследствии он и перевез свою жену. Затем последовал перелет в Румынию, в г. Кэлэраши, туда же был привезен и мой отец, которому тогда было около 5 лет от роду. В 1946 году дед с бабушкой и моим отцом вернулись в СССР в г. Черновцы. В Черновцах дед прослужил до 1951 года, там же ему было присвоено звание подполковника.

Оттуда он был направлен в г. Липецк на Высшие летно-тактические курсы усовершенствования командиров частей ВВС. Закончив в 1952 году эти курсы, дед Усман получил назначение в г. Бельцы (Молдавия) на должность начальника штаба авиаполка. Но пробыл он там недолго, осенью 1953 года его назначают начальником оперативного отдела в авиадивизии, которая базировалась на аэродроме Выползово Ленинградской области. Здесь у него родился второй сын.

В Выползово у деда начинаются проблемы со здоровьем, перенесенные тяготы и лишения воинской службы и ранения дают о себе знать. В августе 1955 года по согласованию с командованием ВТА (Военно-транспортной авиации) принято решение о его переводе в г. Торжок, где как раз организована 124-я авиадивизия. Однако в 1956 году наступает кризис со здоровьем, и деда срочно госпитализируют в Калининский госпиталь.

После удачно проведенной операции здоровье улучшается, тем не менее даже присвоение очередного звания «полковник» не может изменить его решение об увольнении в запас.

В 1961 году в возрасте 49 лет, прослужив в армии полных 26 лет и имея 33 года выслуги, в звании полковника ВВС мой дед увольняется в запас.

После увольнения он трудится на различных производствах еще 20 лет, и только в 1981 году прекращает работать.

В 1991 году к нему в Торжок переезжаю я с семьей. А 21 мая 2003 года на 91-м году он уйдет из жизни, оставив в сердцах и умах близких ему людей образ стойкого человека, пронесшего сквозь тяжелые годы войны и восстановления волю к жизни и целеустремленность.

Вот таким был мой дед — Усман Мингажетдинович Мясоутов!

Примечание: Все фотографии, кроме фотографий самолетов, взяты из личного архива семьи Мясоутовых. Данный документ основан на мемуарах Усмана Мингажетдиновича Мясоутова и воспоминаниях его близких родственников: Ильяса Усмановича Мясоутова (сына), Галины Васильевны Мясоутовой (невестки), Игоря Рафисовича Мясоутова (внука), Надежды Рафисовны Петуховой (внучки).

Игорь Мясоутов,
начальник Управления автоматизации
ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»

Память народа

Подлинные документы о Второй мировой войне

Подвиг народа

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Мемориал

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества

LiveJournal Share Button