Экологическое воспитание как решение экологических проблем
Рост производства внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации.
В 2002 году Всемирный саммит ООН подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля.
И сегодня помимо выработки единых основ международного экологического законодательства, а также строгого контроля за его исполнением нужно последовательно и целенаправленно заниматься экологическим воспитанием.
Наука и техника на страже экологии
Структура ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» выстроена так, чтобы путем осуществления производственного экологического контроля свести к минимуму саму возможность экологических и техногенных аварий. Эта задача выполняется всеми подразделениями и филиалами компании.
Для своевременного проведения экоаналитического контроля работает химико-экологическая служба Инженерно-технического центра, задачи которой включают:
- замеры вредных выбросов от источников загрязнения окружающей среды;
- контроль параметров загрязнения окружающей среды на границах санитарнозащитных зон производственных площадок компании;
- анализ воды в водоемах и сточных вод от производственных площадок.
Повседневная деятельность по обеспечению экологической безопасности осуществляется параллельно с формированием внутрикорпоративной экологической культуры.
Эта работа затрагивает всю совокупность внутренних отношений в компании — начиная от чисто производственной сферы и заканчивая морально-этическими нормами, которыми руководствуются сотрудники. Здесь многое, конечно, зависит лично от каждого человека; однако идеи, разделяемые коллегами в вопросе бережного отношения к окружающей среде, могут и должны корректировать в верном направлении индивидуальную систему ценностей.
Конечно, экологическую культуру невозможно привить человеку в приказном порядке — простым принятием соответствующих законов или нормативных актов. Такие законы должны идти «сверху», но выполняться они будут лишь в случае встречного движения «снизу», когда люди будут способны осознавать последствия своих действий по отношению к природе.
Мы все в ответе
Посмотрим на Землю, на населяющих ее людей с точки зрения эколога, оценив аспекты жизнедеятельности человека именно в кологическом «разрезе».
Среднестатистический житель нашей планеты каждый день потребляет невозобновляемые или не полностью возобновляемые природные ресурсы: загрязняет воздух, водоемы и почву. Возможно, этот человек восполняет потраченные им ресурсы, высаживая деревья, очищая потребленную воду, сдавая макулатуру, но и тогда его деятельность в лучшем случае лишь частично восполняет ущерб, им же и наносимый.
Четкое понимание подобного минусового для природы баланса становится первым шагом к пробуждению экологической ответственности. И нужно постараться, чтобы за первым шагом был сделан второй, третий...
Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх возможного наказания и осуждения со стороны окружающих.
Экологическое воспитание, как и любое другое, следует начинать в раннем возрасте, формируя поколение, способное думать не только о своем прекрасном будущем, но и о будущем нашей планеты.
С детских лет необходимо прививать бережное отношение к природе. В процессе воспитания и образования детей, студентов или сотрудников необходимо как ставить вопросы, так и давать ответы на них:
- Каким образом уменьшить потребление питьевой воды?
- Как уменьшить количество образуемых в процессе жизнедеятельности человека отходов?
- Как снизить загрязнение воздуха наших городов?
Существуют простые правила, соблюдая которые каждый человек вносит свой вклад в сохранение благоприятной окружающей среды. Это элементарно и несложно:
- Сортировать отходы и сдавать на переработку все, что можно переработать. Начать стоит с макулатуры (газеты, журналы, документы, бумажные упаковки, коробки), стеклянной и пластиковой тары.
- Снизить количество используемых полиэтиленовых пакетов и заменить их бумажными (которые потом сдаются в переработку) либо холщовой сумкой (она опять в моде!).
- Не оставлять включенным водопроводный кран без непосредственной необходимости.
- Пересесть на общественный транспорт с личного либо передвигаться на велосипеде в теплое время года.
Экологическое образование многогранно и всесторонне. Его невозможно привить ребенку одним уроком природоведения. Необходим системный подход: семья — школа — университет.
И продолжаться процесс воспитания должен на протяжении всей жизни — и в семье, и на работе.
В год экологии, в связи с большим количеством экологических мероприятий и акций (таких как уроки экологии в школах, экскурсии на предприятия), возрос интерес родителей и детей к защите природы.
Экологи ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», энтузиасты своего дела, активно занимаются экологическим воспитанием и образованием — как в рамках технической учебы, так и во время специальных обучающих семинаров, а также с помощью распространения на предприятиях материалов по охране окружающей среды. Чтобы процесс был живым, сотрудники участвуют в специальных кологических конкурсах, играх, велопробегах. Более того, организуются субботники по благоустройству территорий и восстановлению водных объектов, когда люди, оказываясь на природе, имеют возможность оценить тот ущерб, который они зачастую наносят окружающей среде своими действиями. И лично (самостоятельно) этот ущерб ликвидировать.
Природа заражена, но в нашем случае происходит «заражение» иного положительного рода: «заражение» чувством ответственности за сохранение окружающей среды, в которой предстоит жить нашим детям и внукам.
Источник: журнал «ГАЗинформ»