В честь «Полтавы»
Газпром установил памятный знак, посвященный легендарному линкору
Бывают названия-символы. «Полтава» — символ русской воинской славы и военного триумфа Петра I. Перед сражением 1709 года, вошедшем в историю как Полтавская битва, он издал приказ: «Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродиться России...» Эта ключевая битва Северной войны закончилась уничтожением некогда великой шведской армии. Но война продолжалась на морских рубежах. И не случайно первый линейный корабль, заложенный на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства, получил наименование «Полтава» — а Петр, как известно, сам присваивал названия кораблям.
Проектом «Полтавы» государь занимался лично, строительство было поручено корабельному мастеру Федосею Скляеву. Это был 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга. Появление отечественного парусника такого класса демонстрировало возросшее мастерство русских кораблестроителей, их способность строить мощные корабли, не уступающие зарубежным. Начавшееся с «Полтавы» создание сильного линейного флота означало, что Российская империя становилась настоящей морской державой.
Корабль, спущенный на воду в июне 1712 года, оправдал возлагавшиеся на него надежды. В составе Балтийского флота «Полтава» активно участвовала в Северной войне. В 1713 году корабль действовал в составе ревельской эскадры, в 1714 году сражался у мыса Гангут — там наш флот одержал первую в истории России морскую победу. В 1716–1717 годах «Полтава» участвовала в походе в Копенгаген и обеспечивала высадку десанта на остров Готланд. После окончания Северной войны корабль обеспечивал патрулирование российских вод и использовался для обучения экипажей.
После 1732 года «Полтава» была выведена из состава флота и разобрана. Однако память о корабле осталась — его название передавалось от корабля к кораблю еще семь раз, последний — линкору 1911 года постройки.
И вот в наши дни в морской столице России Санкт-Петербурге появился памятный знак в честь линейного корабля «Полтава». Знак высотой 12 метров установлен на левом берегу Невы, где находились Адмиралтейские верфи — место постройки судна. Он представляет собой модель «Полтавы» в масштабе 1 : 6 на гранитном постаменте, который украшают четыре бронзовых барельефа. Два из них посвящены битвам при Гангуте и Гренгаме — главным победам русского флота в Северной войне.
Создатели знака — член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник России Александр Таратынов и главный архитектор Эрмитажа, лауреат Государственной премии РФ по архитектуре Валерий Лукин. Финансирование работ обеспечил Газпром. В торжественной церемонии открытия памятного знака приняли участие председатель правления компании Алексей Миллер и губернатор Санкт-Петербурга
Георгий Полтавченко.
— Санкт-Петербург по праву считается колыбелью отечественного кораблестроения. Со стапелей здесь сошли десятки кораблей, ставших гордостью Российского флота. Линкор «Полтава» занимает среди них особое место. В его проектировании и строительстве принимал участие сам Петр I. Корабль сражался в Северной войне, в том числе у мыса Гангут, где русский флот одержал первую в истории России морскую победу, — сказал Алексей Миллер. — Увековечивая память о знаменательных событиях прошлого, мы поддерживаем преемственность поколений. Уверен, памятный знак кораблю «Полтава» станет еще одной достопримечательностью Северной столицы и послужит делу сохранения отечественной истории и культуры.
Вскоре эта память обретет еще одно материальное воплощение. В Санкт-Петербурге на верфи исторического судостроения «Полтава» (название символичное!) по архивным чертежам строится полноразмерная копия легендарного корабля. Внутри корпуса планируется развернуть экспозицию подлинных предметов вооружения, судового имущества и личных вещей моряков эпохи Петра I. Возрожденная «Полтава» войдет в состав мемориала «Флот Петра Великого», который создается в Лахте по инициативе ОАО «Газпром» и его дочерней компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», что в полной мере отвечает воле Петра Великого — сохранять «суда первого здесь строения».
Источник: альманах «Русский Меценат»