Первый раз в Газпром-класс
Старшеклассник
Порог первого в Санкт-Петербурге «Газпром-класса» — 10-го «А» гимназии № 330 Невского района — переступили 30 ребят, каждый со своим характером, увлечениями, амбициями.
О таких, как Виктор Васильев, учителя обычно говорят: прилежный. Что означает: старательный, воспитанный, скромный. Так вот этот скромник экзамены по математике, русскому и химии сдал на пятерки, по физике до высшей оценки не дотянул всего ничего и по сумме баллов аттестата делит 4-е место среди одноклассников.
Витя — ленинградец-петербуржец в 5-м поколении. Может рассказать, как прабабушка по папиной линии служила в осажденном Ленинграде военным телеграфистом, о ее романтическом знакомстве с прадедушкой, о переживших блокаду родственниках по маминой линии. Историю семьи знает от родителей. Витина мама — режиссер-аниматор, папа — водитель большегруза, то есть к газовой отрасли отношения не имеют. Конкурс был открытым для всех школьников города, никаких преференций на старте. Главные критерии отбора — результаты госэкзаменов по математике и физике и сумма баллов из аттестата.
Кроме того, педагоги и потенциальные работодатели изучали портфолио, в которых ребята не только приводили сведения о достижениях в предметных олимпиадах, но и делились представлениями о своем будущем. Их самооценка учитывалась при зачислении в «Газпром-класс». Кто-то в перспективе себя видит министром, главой крупной компании, преуспевающим менеджером, а кто-то просто надежным инженером-профессионалом.
Ну а Виктор Васильев классический пример «юноши, обдумывающего житье». Нет у человека зацикленности на одной теме, в разное время увлекался историей, написал реферат о директоре Николаевской железной дороги И.Ф. Кениге (1822–1880), участвовал во всероссийском конкурсе сочинений. Сейчас заболел астрономией, читает книги о звездах и кометах, копит на телескоп с ручной настройкой. Ему элементарно хочется многое попробовать.
Тем не менее, заявление в «Газпром-класс» подписал без колебаний, выяснив, что в учебном плане отдан приоритет его любимой математике — и родители выбор сына поддержали. По словам юноши, поступить оказалось легче, чем он ожидал, уже решил для себя посещать дополнительные занятия по математике и программированию на базе Университета «ЛЭТИ».
— Пройти конкурсный отбор это здорово, но впереди два года учебы, посмотрим, как ребята себя покажут, — говорит директор гимназии Оксана Валентиновна Кореневская. — Никаких обязательств после окончания школы у них нет, могут выбрать любой университет. Мы и родителей предупредили, что поступление по целевому набору будет предлагаться только самым успешным и мотивированным выпускникам, в которых, безусловно, заинтересованы и вузы, и Газпром. Целевое обучение — это бонус, а не принудиловка.
Определиться с предпочтениями старшеклассникам помогут специалисты социально-психологической службы гимназии, преподаватели вузов, привлекаемые к учебному процессу. Предоставят возможность заглянуть в «проектируемое будущее» экскурсии на площадки компании, знакомство с ее производственной деятельностью. Впрочем, оказавшись в красочно оформленных интерьерах нового класса, ребята сразу ощутили притяжение Газпрома. Часть из них уже в октябре отправится в Нижний Новгород на Первый ежегодный слет «Газпром-классы».
Директор 330-й гимназии не сомневается, что их 10-й «А» достойно впишется в единое образовательное пространство «Газпром-классов» страны. Отмечает она и отличие петербургского класса от предшественников, созданных в газодобывающих регионах, — широкое привлечение университетов к учебному процессу, а значит, охват всего спектра дисциплин, необходимых специалистам газовой отрасли.
Вообще эта гимназия гуманитарного профиля, но когда-то была математической школой, да и в последние годы треть выпускников поступает в технические вузы (кстати, сама Оксана Валентиновна преподает математику). В 330-й поддерживают традиции патриотического воспитания, сумели сохранить созданный еще в советские годы музей. Его экспозиция построена как перекличка поколений выпускников. Первого сентября в музей пришли 13 ребят, поступивших в «Газпром-класс» из школ Невского и других районов города. Осознанный выбор нового места учебы — это ведь тоже признак мотивации!
К оптимистичным ожиданиям примешивается нотка тревоги: выдержат ли ребята повышенную нагрузку, которую несут с собой факультативы. Директор судит по прошлому году, когда преподаватели СПбЭУ проводили для нынешних 11-классников бесплатные занятия по математике, экономике, английскому языку. Школьники охотно включились в деловую игру по созданию своего бизнеса и нередко задерживались в Университете допоздна. А ведь надо еще до дома добраться и уроки сделать! По той же схеме будет вестись проектная деятельность учащихся «Газпром-класса» в «ЛЭТИ» и других университетах города… К счастью, у гимназии отличный спорткомплекс — есть где набраться бодрости и подкрепить здоровье.
— Трудностей не избежать, зато эти два года станут для вас незабываемыми. Если приложите силы и старание сейчас, потом будет гораздо легче в учебе и труде! — так директор напутствовала ребят.
Любопытно, в приемную комиссию какого вуза отнесет через два года документы выпускник 10-го «А» Виктор Васильев?
Студент
С 2010 года в компании реализуется программа подготовки целевых специалистов. Первые ее выпускники-бакалавры трудоустроены в 2014 году. С каждым годом их становится больше, как растет и количество старшеклассников, желающих участвовать
в конкурсе на получение целевого направления. На подходе уже и магистры.
Больше всего целевиков в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого — 77 студентов, в том числе в Институте энергетики и транспортных систем 48, из них 40 обучаются в бакалавриате, а 8, как Алексей Виноградов, закончили первый курс магистратуры.
Родом Алексей из поселка Холм-Жирковский Смоленской области. После окончания школы подал документы на целевое обучение в СПбПУ (сказалась привитая отцом любовь к технике), хотя особых надежд на зачисление не питал: где Холм-Жирковский, а где Петербург!..
Первые три курса были самые тяжелые. Начертательная геометрия, которую в школе не преподавали, о-очень много математики и физики. Потом втянулся настолько, что, закончив бакалавриат на кафедре турбин, гидромашин и авиационных двигателей, поступил в магистратуру, на очное отделение. Хотелось получить полноценное высшее образование.
К тому времени у него уже была семья, родился ребенок. Параллельно с учебой устроился на работу — машинистом технологических компрессоров в один из филиалов компании — Северное линейное производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ). Ни на кафедре, ни в Северном ЛПУМГ не возражали: пусть парень сочетает теорию (17 дисциплин!) с практикой по профильной специальности.
— Не все базовые знания, которые мы даем студентам, пригодятся им в практической деятельности. Но это способ «воспитания мозгов», — формулирует лично знающий Алексея и других целевиков директор Института, заведующий кафедрой профессор Николай Алексеевич Забелин.
Хотя нагрузки удвоились, Виноградов считает такой способ вхождения в инженерную профессию — с постижения производственных азов — правильным. Минувшее лето для студента выдалось особенно трудным. Пятый курс, обещали легкую жизнь, а нагрузили по полной программе, включая выходные... Сессию и сменную работу пришлось совмещать с подготовкой к докладу на открытой научно-практической конференции молодых работников компании. Тему, связанную с модернизацией оборудования и повышением надежности системы отопления промплощадки компрессорной станции, выбрал по совету производственников. Сессию сдал хорошо — на стипендию. И на конференции перед незнакомой аудиторией не оробел, ответил на 12 вопросов. Живой интерес к своему докладу объясняет тем, что сделал анимированную презентацию. Опять же «воспитание мозгов» в Политехническом помогло. Сдача зачетов и экзаменов, представление рефератов в рамках ежегодной «Недели науки», да и защита диплома бакалавра — все это университетский бэкграунд целевиков.
Новый вызов — магистерская диссертация. Вероятно, Виноградову доверят фрагмент большой работы, которой занимается кафедра в рамках федеральной целевой программы по созданию турбодетандерных установок. Выполнивший подобное исследование специалист считается уже не «инженером среднего звена», а «инженерным спецназом», по терминологии ректора университета члена-корреспондента РАН Андрея Ивановича Рудского.
Алексей надеется, что звание магистра позволит ему подняться по служебной лестнице — для начала стать сменным инженером, а далее — все будет зависеть от него. Он строит карьеру, основанную на знаниях, и очень доволен, что его профессиональное становление происходит в стабильно развивающейся компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».
В перечне компетенций магистра, в отличие от бакалавра той же выпускающей кафедры, значатся научно-исследовательская, проектно-конструкторская и педагогическая деятельность. Так что через год-другой Алексей Виноградов вполне может провести факультативные занятия для воспитанников «Газпром-класса».
Молодой специалист
Ежегодно в компанию принимают 50–60 человек. Из них около 70 процентов — с высшим образованием. Но мало кто приходит как Екатерина Янченко с двумя дипломами: она бакалавр по информатике и вычислительной технике и переводчик профессиональной коммуникации. Очень просто: получила в Политехническом сразу два высших!
Во время учебы каждое лето по своей инициативе проходила практику в ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», в отделе управления ИТ, и наметила после окончания университета работать там же или в одном из филиалов компании. Так и оказалась в Северном ЛПУМГ, в службе автоматизированных систем управления. По словам Екатерины, служба маленькая, но отвечает за все:
— Мы занимаемся полным сопровождением и контролем программ, обеспечивающих технологические процессы, производственно-хозяйственную деятельность плюс информационную безопасность.
Работая в компании чуть больше года, Катя ни разу не пожалела, что выбрала именно эту специальность. Образование было по-университетски обширным и помогает ей решать задачи инженера службы АСУ, хотя они носят более прикладной характер. Новизна задач — для нее лишь повод продолжать учиться, расширять кругозор. Компания Екатерину поддерживает — направила на Петербургский международный газовый форум, участие в котором многое дало ей для понимания, как устроена и насколько автоматизирована газовая индустрия.
Опять же по личной инициативе Катя с помощью образовательного Интернет-ресурса Coursera освежает базовые знания по программированию и приобретает новые, например, по администрированию — этого курса в университете не было. Она осознает, что для самореализации даже двух дипломов бакалавра недостаточно. И подбирает специализированную магистерскую программу в области ИТ. Присматривается к университетам из первой сотни мирового рейтинга — амбиции высоки, а знание английского станет подспорьем в дальнейшей учебе, тем более что международный сертификат IELTS уже получен…
Отпустят ли целеустремленную девушку на учебу? Должны, поскольку в компании рассматривают профессионализм как конкурентное преимущество.
— «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» делает ставку на развитие потенциала своих работников, — подчеркивает генеральный директор предприятия Георгий Фокин. — В основе нашей кадровой политики — система непрерывного образования. Мы активно сотрудничаем с опорными вузами «Газпрома», что позволяет не только вносить коррективы в программы, по которым учатся студенты и повышают квалификацию наши коллеги, но также формировать новые курсы и даже кафедры в соответствии с потребностями компании. А с помощью открывшегося 1 сентября в Санкт-Петербурге «Газпром-класса» сможем начинать подготовку будущих газовиков уже со школьной скамьи. Он далеко не первый в стране, но, можно сказать, особенный. В скором времени после переезда «Газпрома» в Северную столицу именно от высокой квалификации молодых кадров, обученных по необходимому для газовой отрасли широкому спектру специальностей, будет зависеть бесперебойная и четкая работа огромной газотранспортной системы страны, поставки голубого топлива по международным контрактам.
Источник: альманах «Русский Меценат»