Под парусом на льду
На чистом энтузиазме
В этом году, так же как и в прошлом, команда петербургских буеристов Gazprom Racing Team — Олег Васильев и Денис Карельский, а также Вадим Бихлер и Александр Востроносов — устойчиво заняла лидирующие позиции в соревнованиях с большим отрывом от соперников. В борьбе за кубок Балтии (Baltic Cup 2018) первое место завоевал экипаж Бихлера и Востроносова, вторыми к финишу пришли Васильев и Карельский. А на 32-м чемпионате Европы (32nd European Championship 2018) коллеги по цеху поменялись местами. Почетное третье место в обоих соревнованиях заняла команда из Эстонии.
Команда Gazprom Racing Team является уже 15-кратным чемпионом Европы, трехкратным чемпионом мира, а также обладателем многочисленных кубков Европы, России и стран Балтии. В ее состав входят заслуженные мастера спорта России и мастера спорта международного класса. Но, как и во многих других видах соревнований, залог успеха в буерном спорте не только талант, мастерство, напряженные тренировки, сила воли, упорство и драйв спортсменов. Ледовая регата — это еще и состязание конструкторских решений.
Дело в том, что по конструкции современные буера близки к легким парусным лодкам, к днищу которых приделаны стальные коньки-полозья. И каждый буер — продукт инженерной мысли, включающий рационализаторские технические решения и инновации. Что вдвойне ценнее с учетом того, что буерный спорт до сих пор не считается профессиональным, а ледовые болиды не производятся промышленным способом. Всё здесь, по сути, держится на чистом энтузиазме.
Продолжая традиции
Буерный спорт зародился еще в начале XVII века в странах Северной Европы. Считается, что первые прототипы самих буеров были построены голландскими рыбаками для удобства расстановки сетей вдали от берега. Подобные конструкции использовались и в России поморами и рыбаками Онежского озера. Профессиональное строительство отечественных буеров на верфях началось при Петре I, который в течение зимы приказывал расчищать снег перед Зимним дворцом и сам катался на ледовой яхте.
В царское время буера состояли на вооружении в Гвардейском морском экипаже и выполняли в основном фельдъегерские функции. Но в зимние периоды Советско-финской и Великой Отечественной войн буера сыграли важную роль как мобильные огневые точки, быстроходные дозорные и разведывательные средства, малый транспорт для перевозки людей и грузов.
В 1941 году буерный отряд Ленинградской военно-морской базы в составе 75 моряков-спортсменов вел дозор и разведку у занятого нацистами берега Ладоги, охранял первые гужевые обозы, вел наблюдение за Дорогой жизни. Скользя под парусами по тонкому льду, капитаны находили воронки от разрывов снарядов и немедленно предупреждали об этом шоферов машин. На легких диверсионных моделях передавали срочные депеши — путь через Ладогу под парусом при хорошем ветре занимал всего 30 минут. Капитаны грузовых буерных площадок спасли жизнь сотням людей: они доставляли раненых и больных через озеро, переправляли продовольственные грузы в блокадный Ленинград. От обстрелов фашистских летчиков и пулеметных очередей с берега героев спасала высокая маневренность и стремительность ледовых яхт.
«На протяжении десятилетий умельцы пытались создать буера-рекордсмены, колдуя над формой корпуса, минимизируя вес и даже устанавливая вместо паруса вертикальное крыло, похожее на самолетное, — рассказывает Константин Сунгрен. — В начале 1980-х на идеальном льду Балтийского моря близ Таллина буер класса „Монотип XV“ действительно подошел к этому барьеру скорости, но затем по взаимной договоренности буеристы не проводили масштабных опасных рекордных заездов. И хотя среди спортсменов и ходят легенды о цифре 230 км/ч и даже 264 км/ч, якобы достигнутой в 1930-е годы в Америке при ураганном ветре, достоверно установленное на сегодня достижение скорости для классического снаряда на льду составляет 135 км/ч. Впрочем, для победы в соревнованиях одной скорости недостаточно. Важны опыт спортсменов и стратегия — далеко не всегда кратчайший и очевидный путь оказывается самым верным».
Самые популярные сегодня классы буеров — DN и «Монотип XV». Считается, что аббревиатура DN произошла от названия американской газеты Detroit News, на страницах которой в 1916 году был объявлен конкурс на наиболее простую и доступную конструкцию буера, который можно было бы построить самостоятельно в гараже или во дворе. Так появились небольшие одноместные экземпляры, быстрые и легкие, корпус которых в современном исполнении напоминает скрипку — покрытая лаком и полированная фанера, углепластиковая мачта с изящным прогибом и компактный парус. Буер класса «Монотип XV» представляет собой двухместную яхту длиной около 7,5 м с высотой мачты 7,2 м и площадью парусов 15 кв. м.
Вместе с «Газпромом»
Гонки на буерах длятся в среднем порядка 10 минут, но при хорошем ветре разгон до 100 км/ч происходит в считаные секунды. Без регулярных тренировок, команды единомышленников и поддержки профессионалов побед в этом виде спорта не достичь. Ассоциации буеристов регулярно проводят соревнования, участие в которых не только развивает командный дух, но и помогает перенять опыт прохождения дистанции, улучшить физическую форму и укрепить личностные качества спортсменов. Для развития последних необходимо постоянно участвовать в рейтинговых международных гонках. Поэтому с 2000 года поддержку развитию буерного спорта в России и команды Gazprom Racing Team оказывает ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (в продолжение традиции «Газпрома» — кураторства всего отечественного парусного спорта).
Головная компания проводит детскую регату «Оптимисты Северной столицы. Кубок „Газпрома“, ведет программу совершенствования профессиональных навыков молодых российских яхтсменов Gazprom Sailing Youth Challenge, реализует совместные проекты с яхт-клубом Санкт-Петербурга. Благодаря этому в нашей стране рождаются молодые чемпионы, а затем и высококлассные профессионалы буерного и яхтенного спорта.
Источник: Журнал «Газпром»