Успешный путь к цифровой независимости
Последние несколько лет информационный фон полон темами импортозамещения и цифровой трансформации. Сделаны первые шаги на уровне законодательных и правительственных инициатив, однако переход к конкретным действиям иногда растягивается на годы. ДП изучил положение дел в промышленном секторе Санкт-Петербурга и выбрал реальный пример перехода от слов к делу. Корпоративная система одного из крупнейших предприятий в Северо-западном регионе ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» — лучший проект в сфере импортозамещения по версии «Делового Петербурга».В ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», следуя курсу импортозамещения, объявленного российскими властями еще в 2014 году, успешно используют отечественные технологии. На дочернем предприятии ПАО «Газпром» внедрена автоматизированная система мониторинга объектов газотранспортной системы (АСМО ГТС). Она охватывает все сферы производственно-технической и финансово-хозяйственной деятельности Общества.
Опираясь на разработку компании АО «Информатика», предприятие смогло оптимизировать бизнес-процессы, повысить эффективность труда, консолидировать данные для отчетности и бизнес-аналитики. Кроме того, удалось сэкономить десятки миллионов рублей.
«Важность автоматизации крупных производств сложно переоценить. От того, насколько полно бизнес-процессы находят отражение в реализации информационных систем, во многом зависит насколько эффективна будет работа всего предприятия. Можно с уверенностью сказать, что ООО „Газпром трансгаз Санкт-Петербург“ находится на передовых позициях», — отмечает генеральный директор компании Георгий Фокин.
По итогам 2019 года в «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» завершили сразу два крупных проекта миграции. В АСМО ГТС были реализованы самые современные методики системы электронного документооборота, а также внедрена полностью интегрированная во все остальные бизнес-процессы система управления персоналом. Выполненные работы позволяют сказать, что теперь АСМО ГТС — комплексная система управления предприятием, обеспечивающая автоматизацию всех аспектов ведения бизнеса Общества. «ДП» узнал подробности проделанной работы и признал достижения предприятия «Проектом года» в сфере импортозамещения.
Поиски альтернативы
«Газпром трансгаз Санкт-Петербург» транспортирует газ потребителям девяти субъектов РФ и выполняет обязательства по поставкам углеводородов в страны Западной Европы. Газотранспортное предприятие — это не только магистральные газопроводы, но и сложнейшая организационная и инфраструктурная система. В выполнении главной задачи — эффективном и бесперебойном обеспечении потребителей природным газом — задействованы множество подразделений и специалистов разных направлений, на постоянной основе выполняется комплекс мероприятий. Это и планово-предупредительные работы, капитальный ремонт, охрана труда, обеспечение промышленной безопасности, охрана окружающей среды и многое другое. Учитывая объемы работ по каждому направлению, предприятие нуждается в такой автоматизации, которая позволит создать единое информационное поле для инженерно-технического персонала и руководства, обеспечит обмен информацией как по горизонтали, так и по вертикали. В «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» отмечают, что инициатива внедрения АСМО ГТС шла снизу, от производственников, занимавшихся непосредственным обслуживанием и эксплуатацией оборудования.
«Внедрение АСМО ГТС началось еще в 2004 году в рамках решения задач производственных подразделений. Для нас они как любимые дети, удовлетворение их потребностей в информационной системе было нужным и важным делом, а также очень интересным и перспективным проектом для ИТ-специалистов. Ничего лучше АСМО ГТС на тот момент рынок предложить не мог. Хотя в то время платформа не была настолько совершенной, какой стала сейчас. У нас уже был опыт внедрения и эксплуатации альтернативных программных продуктов, в том числе работали с продуктами линейки SAP для внедрения экономического и финансового блока, а также бухгалтерского учёта. Поработали и поняли, что наши бизнес-процессы совершенно не предназначены для SAP. Позже стало понятно почему. В Германии мне удалось поговорить с авторами системы, и они раскрыли секрет, что для разработки той или иной версии SAP собирают руководителей и ключевых сотрудников соответствующих компаний. По нефтегазовой сфере привлекали представителей всех известных транснациональных корпораций. Однако среди них почему-то ни „Газпрома“, ни „Роснефти“, ни других российских предприятий не было. Помимо того, что в принципе российские компании не привлекались, оказалось, что там, где одни и те же технологии подходят, например, ритейлу или банковскому сектору, эффективность аналогичных программных продуктов в нефтегазовой отрасли не столь высока.» — вспоминает заместитель генерального директора по автоматизации ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Дмитрий Москович.
При развитии цифровой платформы в «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» ИТ-специалисты отталкивались прежде всего от потребностей непосредственных пользователей для решения задач в условиях постоянно изменяющихся требований законодательства и локальных-нормативных актов. В этом АСМО ГТС оказалась подходящим вариантом, потому что все зарубежные разработки в основном ориентированы на руководителей и не обеспечивают необходимую гибкость и оперативность изменений. При этом, реализовав в системе необходимый базис, адекватная информационная поддержка лиц, принимающих решения, стала вопросом техники.
Первым этапом внедрения АСМО ГТС в «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» стала паспортизация объектов газотранспортной системы. Создание базы данных, содержащей информацию о всём спектре эксплуатируемого оборудования и его технических характеристиках, проводилось с целью автоматизации бизнес-процесса планирования и проведения диагностик и ремонтов. Всего подсистемой паспортизации было охвачено более 170 тысяч объектов трубопроводной газотранспортной системы и вспомогательного оборудования, в том числе, энергооборудование, объекты связи и метрологического контроля, автотранспорт, вычислительная и медицинская техника.
«На мой взгляд, именно от качества первичной информации и ее полноты зависит, насколько объективным и эффективным будет принятое решения. Если вы не видите всю картину, то какой-бы совершенной ни была система верхнего уровня, она не будет работать адекватно. Как только вы оцифровали объем первичной информации, с ней можно делать все, что угодно, на любом уровне, составлять отчеты любого вида и сложности», — добавил Дмитрий Москович.
«Самое удачное решение»
Разработчики указывают, что АСМО ГТС является кросс-платформенной и СУБД-независимой системой. Это означает, что все компоненты системы могут функционировать практически на любых операционных системах и аппаратном обеспечении, а в качестве базы данных возможно использование, в то числе и «открытых» СУБД. Система включена в единый реестр российских программ ЭВМ. Среди ее главных преимуществ — относительная легкость интеграции в существующую на предприятии ИТ-инфраструктуру, возможность подключения к базам данных любого объема, способность наращивать функциональные возможности без нарушения корректной работы, простота взаимодействия с внешними информационными системами, включая специфические отраслевые и государственные уровни.
Еще до того, как правительство страны взяло курс на импортозамещение, в «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» начали искать пути сокращения расходов на зарубежное ПО. Покупка лицензий, сопровождение, включая необходимость постоянных обновлений, требовали серьезных затрат, особенно возросших, в результате ослабления курса рубля в 2014 году.
«Мы понимали, что стоимость владения и сопровождения иностранного ПО непозволительно высока. Начали прикидывать, какие есть варианты по снижению расходов. Платформа АСМО ГТС в этом плане была самым удачным решением для отказа от зарубежного ПО, прежде всего американских Microsoft и Oracle. Конечно, эта работа потребовала от нас повышения квалификации ИТ-специалистов и развития внутренней базы знаний. Но мы с этим успешно справились. Опыт и понимание вопроса у работников ИТ-службы теперь колоссальный. И речь не только об информационных технологиях, но и об осведомлённости в предметной области для которой выполняется автоматизация. Всё это позволяет нам продвигаться вперед без существенных трат на услуги интеграторов», — говорит Дмитрий Москович.
Уже в 2014–2015 годах в компании начали переходить на альтернативное программное обеспечение. В это же время была выполнена миграция блоков бухгалтерского и финансового учета в АСМО ГТС. К 2017 году система полностью переведена на свободные операционные системы и СУБД.
«В части перевода бизнес-приложений финансово-экономического блока работа была непростой. Без личного участия специалистов по экономике и финансам, бухгалтерии и генерального директора ничего бы не получилось. Важно понимать, что мы категорические противники варианта, когда при переходе на новые платформы, работники вводят данные в две системы — замещаемую и новую — одновременно. Это, на наш взгляд, совершенно неправильно. Поэтому подготовка к переходу была трудоемкая. Необходимо было перегрузить данные из финансовой системы, скопившиеся более чем за десять лет, в новую систему. В течение трех месяцев был марафон, на протяжении которого мы тщательно проверяли, чтобы все данные легли правильно. Потом на три дня ограничили доступ к информационным ресурсам. Работы провели во время праздников. Люди уже после выходных вышли и спокойно начали работать в новой системе», — рассказал о самых трудных этапах Дмитрий Москович.
Глобальные цели
Одна из ключевых особенностей АСМО ГТС — открытый исходный код бизнес-приложений и доступная среда разработки, а значит, возможность создавать и развивать бизнес-приложения силами собственных ИТ-специалистов. При этом ввод новых мощностей и увеличение объема транспортируемого газа на эффективность и надежность системы никак не влияет.
Сегодня в АСМО ГТС внедрено более пятидесяти бизнес-приложений. К системе подключено более шести тысяч сотрудников, а на практике среднее число одновременно работающих пользователей достигает полутора тысяч.
«К сожалению, объективно посчитать прямой экономический эффект от внедрения той или иной информационной системы, по моему мнению, сложно. Разумеется, можно сказать, что мы ежегодно экономим средства, которые необходимо тратить на сопровождение лицензионного ПО, того же Windows и Oracle, на покупку и обновление этих систем, их техническое сопровождение. Тем не менее, даже эти мероприятия позволяют экономить десятки миллионов рублей ежегодно.», — резюмирует Дмитрий Москович.
Проекты последних двух лет позволили компании перевести документооборот с зарубежной платформы Microsoft SharePoint, а также интегрировать систему управления персоналом и расчёта заработной платы в АСМО ГТС из специализированного программного продукта, работающего на технологиях Oracle.
Помимо развития существующих бизнес-приложений «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» планирует в скором времени ввести несколько новых. В частности, с Федеральной налоговой службой согласован запуск электронного налогового мониторинга для повышения эффективности и прозрачности бизнес-процессов компании. Обмен данными с ФНС начнётся с 2021 года.
В долгосрочных планах в «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» намерены реализовать полный переход на свободное и отечественное программное обеспечение на всех рабочих местах пользователей, включая операционные системы, офисные пакеты, специализированное программное обеспечение. АСМО ГТС уже к этому готова к этим изменениям: web-клиент системы работает в современных браузерах на любых платформах.
«Такая возможность действительно есть. Сейчас почти все для этого создано. В системе документооборота пользователи уже работают через web-клиент. Это позволит перевести всех пользователей с Microsoft на любую другую платформу. Прежде всего речь идет о Linux, но мы не зацикливаемся на каком-то одном варианте, главное, что будет актуально в будущем и что позволит достичь независимости. Глобально у меня есть идея, чтобы пользователи внутри „Газпром трансгаз Санкт-Петербург“ не видели никаких других приложений, кроме АСМО ГТС. В системе есть весь необходимый функционал, электронная почта, возможность работать с текстами файлами и таблицами, составлять отчеты. Суть идеи — в полномасштабной интеграции, когда рабочее место никак не будет связано с операционной системой и сторонними приложениями. Это идеальная картина, которой хочется добиться. Там же должна вестись и проектная деятельность. Мы сможем реализовать элементы проектного управления, хотя это и непросто: потребуется изменение логики некоторых бизнес-процессов и их понимания со стороны работников, обучения и нового подхода к ведению дел. Но это то, к чему нужно стремиться», — подытожил Дмитрий Москович.
Источник: Деловой Петербург