Николай Андреевич Курганский

Мой отец Николай Андреевич Курганский родился 8 мая 1920 года в селе Петропавловка под Белгородом. Самое яркое воспоминание из раннего детства связано, как ни странно, со смертью Ленина. Отец хорошо помнит, как 21 января 1924 года в день смерти вождя мирового пролетариата на железнодорожной станции Беломестная долго и пронзительно гудели паровозы, отдавая дань памяти Владимира Ильича.

Николай Андреевич Курганский

Родители Николая работали в колхозе. После того, как он окончил школу, его семья решила перебраться на Дальний Восток, который в те годы активно развивался. Они продали дом, корову и купили пять билетов на поезд — в семье еще подрастали две младшие сестры Николая.

Освоившись на новом месте, Николай Андреевич задумался о продолжении обучения. В газете прочитал объявление о начале приема в Иркутскую военную авиатехническую школу. Имея аттестат с отличными оценками, он без проблем поступил в училище. Занятия длились всего полтора года, и в конце 1939 года Николай Андреевич был направлен для прохождения дальнейшей службы в Ленинградский военный округ.

По прибытии в Ленинград в Главном военном штабе он получил распределение в поселок Горелово. Через месяц после начала службы развернулась финская кампания, и Николая Курганского вместе с остальной эскадрильей перебросили в поселок Углово недалеко от границы с Финляндией. Вчерашний мальчишка — он отвечал за техническую исправность самолетов. В то время самолеты-истребители были в основном трех видов: И-15, И-16, И-153 «Чайка». Военные летчики из пос. Углово охраняли Ладогу, чтобы не пропустить финские войска в Ленинград. Как известно, финская кампания закончилась тем, что граница между Россией и Финляндией была передвинута, и город Выборг официально вошел в состав нашей страны.

Николай Андреевич остался служить в Углово. В свои 20 лет он уже был женат. Первого июня 1941 года отправился в отпуск к жене Шуре и маленькой дочке Аллочке, которые жили в Белгородской области. Отец хорошо помнит воскресный день 22 июня, когда рано утром он проснулся от криков жителей села, которые бежали в клуб. Все односельчане собрались на митинг, где было объявлено о начале войны. На следующий день он отправился обратно в свою часть, отстаивать честь и свободу Родины.

Целая неделя потребовалась ему, чтобы вернуться в Углово. Поезда через Москву уже не ходили, и пришлось добираться обходными путями. Прибыв в часть, Николай Андреевич приступил к своим обязанностям, которые четко исполнял все четыре тяжелых года страшной войны.

За время боевых действий молодой механик вместе со своей эскадрильей побывал во многих населенных пунктах Ленинградской области: Пушкине, Манушкино, Левашово и других. Но основная база оставалась в поселке Углово, который так же, как и Ленинград, попал в блокадное кольцо. Николай Андреевич работал с четырех утра до поздней ночи, подготавливая самолеты к вылетам. Но, к сожалению, не всегда возвращение летчика на базу зависело от качества работы авиа механика. Из 15 истребителей за время войны он потерял восемь самолетов. Тяжело переживал гибель своих боевых товарищей, в том числе и командира эскадрильи Героя Советского Союза Ивана Пидтыкана.

Николай Андреевич видел войну не только из ангаров аэродрома. Случались и командировки в блокадный Ленинград. Он сам отвозил самолетные
двигатели на завод, чтобы проследить за качеством ремонта. В одну из таких поездок отец увидел, как снаряд попал в движущийся по Лиговскому проспекту трамвай. Кто-то выжил, а кто-то так и остался лежать на улице...

Сегодня, спустя годы, ветеран уверенно утверждает, что даже в самые страшные минуты войны ни один человек не смел допустить мысли, что наша страна может проиграть. «У нас даже разговоров таких не было. Было трудно, но мы знали, что победа близка», — говорит ветеран.

После освобождения Гатчины от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году, 27-й истребительный полк, в котором служил Николай Курганский, перебазировали в наш город. Это было 23 февраля 1944 года — в день празднования Дня Советской армии. После фашистов от Гатчины мало что осталось. Прибывших военных расквартировали в уцелевших домах, в которых ранее жили немцы. Авиатехников поселили в доме № 26 на пересечении Красноармейского проспекта и улицы Нестерова.

В свободное время, которое выдавалось не часто, военные осматривали город. Несмотря на предупреждение не уходить далеко за пределы аэродрома из-за возможного заминирования улиц и домов, Николай Курганский все же гулял по окрестностям. Так, в парке Сильвия рядом с амфитеатром он обнаружил упавший самолет, а на площади перед Коннетаблем видел сбитую свастику. Главный немецкий символ был прикреплен на самом верху Коннетабля. Чтобы его снять, пришлось вызывать пожарных из Ленинграда, чьи машины были оснащены 50-метровыми лестницами, в то время как у гатчинских пожарных были только 10-метровые.

Питание летного состава проходило по талонам. Летчики, авиатехники и служащие аэродрома получали паек соответственно своей категории. Продовольственные склады располагались вдоль железной дороги со стороны Балтийского вокзала, а столовая — в здании современного Военно-Морского архива. Николай Андреевич говорит, что, несмотря на то, что военные питались вполне сносно в годы войны — по сравнению с остальным населением, чувство голода не покидало его никогда. Что касается жизни простых гатчинцев после освобождения города, то отец вспоминает: «...гражданского населения было очень мало, поэтому на 
улицах было совсем тихо» — люди приходили в себя после оккупации. Когда было объявлено о капитуляции Германии и полной Победе, молодой лейтенант «хулиганил» вместе со всеми военными — палили в воздух из пистолетов с победными криками.

За боевые подвиги, за оборону Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков Николай Курганский награжден многими медалями и орденами. Выписка из наградного листа за подписью командира 27 ГИАП гвардии-подполковника Мажаева гласит: «За период Отечественной войны им обслужено по 01.07.1944 года 249 самолетовылетов. Отремонтировано текущим ремонтом 6 самолетов и мелким — 109, заменено 8 моторов. Ремонт производит быстро, работает уверенно. Не было ни одного случая выхода из строя, возвращения с задания, вынужденной посадки самолета по его вине…». За отличное обеспечение боевых вылетов, за личную инициативу, находчивость в работе гвардии лейтенант Николай Курганский был награжден правительственной наградой орденом «Красной звезды».

Жена Николая Андреевича была убита фашистами в 1942 году по доносу местных полицаев. Маленькая Алла осталась жить с бабушкой в Белгородской области и только в выпускном классе школы переехала к отцу в Гатчину. В 1947 году Николай Курганский демобилизовался и остался жить в нашем городе. Пришел работать на Гатчинскую рембазу возле Балтийского вокзала, где и занимался ремонтом самолетных двигателей в течение 43-х лет. Николай Андреевич был трижды женат, имеет пятерых детей и двенадцать внуков.

Виктор Курганский,
ведущий инженер
филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» — УАВР

Память народа

Подлинные документы о Второй мировой войне

Подвиг народа

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Мемориал

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества