Экологическое воспитание как решение экологических проблем

Проблема сохранения окружающей среды, в сущности, состоит из двух аспектов. Первый — инфраструктурный — предполагает решение целого комплекса задач экономического характера, начиная от создания системы утилизации и уничтожения мусора и заканчивая внедрением на промышленных предприятиях мощных и современных систем экологического менеджмента. Второй предполагает изменение сознания и менталитета людей и формирование новой экологической культуры. Компания ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» систематически работает и над экономическим, и над социальным аспектами.

Рост производства внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации.

В 2002 году Всемирный саммит ООН подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля.

И сегодня помимо выработки единых основ международного экологического законодательства, а также строгого контроля за его исполнением нужно последовательно и целенаправленно заниматься экологическим воспитанием.

Наука и техника на страже экологии

Структура ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» выстроена так, чтобы путем осуществления производственного экологического контроля свести к минимуму саму возможность экологических и техногенных аварий. Эта задача выполняется всеми подразделениями и филиалами компании.

Для своевременного проведения экоаналитического контроля работает химико-экологическая служба Инженерно-технического центра, задачи которой включают:

  • замеры вредных выбросов от источников загрязнения окружающей среды;
  • контроль параметров загрязнения окружающей среды на границах санитарнозащитных зон производственных площадок компании;
  • анализ воды в водоемах и сточных вод от производственных площадок.

Повседневная деятельность по обеспечению экологической безопасности осуществляется параллельно с формированием внутрикорпоративной экологической культуры.

Эта работа затрагивает всю совокупность внутренних отношений в компании — начиная от чисто производственной сферы и заканчивая морально-этическими нормами, которыми руководствуются сотрудники. Здесь многое, конечно, зависит лично от каждого человека; однако идеи, разделяемые коллегами в вопросе бережного отношения к окружающей среде, могут и должны корректировать в верном направлении индивидуальную систему ценностей.

Конечно, экологическую культуру невозможно привить человеку в приказном порядке — простым принятием соответствующих законов или нормативных актов. Такие законы должны идти «сверху», но выполняться они будут лишь в случае встречного движения «снизу», когда люди будут способны осознавать последствия своих действий по отношению к природе.

Мы все в ответе

Посмотрим на Землю, на населяющих ее людей с точки зрения эколога, оценив аспекты жизнедеятельности человека именно в кологическом «разрезе».

Среднестатистический житель нашей планеты каждый день потребляет невозобновляемые или не полностью возобновляемые природные ресурсы: загрязняет воздух, водоемы и почву. Возможно, этот человек восполняет потраченные им ресурсы, высаживая деревья, очищая потребленную воду, сдавая макулатуру, но и тогда его деятельность в лучшем случае лишь частично восполняет ущерб, им же и наносимый.

Четкое понимание подобного минусового для природы баланса становится первым шагом к пробуждению экологической ответственности. И нужно постараться, чтобы за первым шагом был сделан второй, третий...

Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх возможного наказания и осуждения со стороны окружающих.

Экологическое воспитание, как и любое другое, следует начинать в раннем возрасте, формируя поколение, способное думать не только о своем прекрасном будущем, но и о будущем нашей планеты.

С детских лет необходимо прививать бережное отношение к природе. В процессе воспитания и образования детей, студентов или сотрудников необходимо как ставить вопросы, так и давать ответы на них:

  • Каким образом уменьшить потребление питьевой воды?
  • Как уменьшить количество образуемых в процессе жизнедеятельности человека отходов?
  • Как снизить загрязнение воздуха наших городов?

Существуют простые правила, соблюдая которые каждый человек вносит свой вклад в сохранение благоприятной окружающей среды. Это элементарно и несложно:

  • Сортировать отходы и сдавать на переработку все, что можно переработать. Начать стоит с макулатуры (газеты, журналы, документы, бумажные упаковки, коробки), стеклянной и пластиковой тары.
  • Снизить количество используемых полиэтиленовых пакетов и заменить их бумажными (которые потом сдаются в переработку) либо холщовой сумкой (она опять в моде!).
  • Не оставлять включенным водопроводный кран без непосредственной необходимости.
  • Пересесть на общественный транспорт с личного либо передвигаться на велосипеде в теплое время года.

Экологическое образование многогранно и всесторонне. Его невозможно привить ребенку одним уроком природоведения. Необходим системный подход: семья — школа — университет.

И продолжаться процесс воспитания должен на протяжении всей жизни — и в семье, и на работе.

В год экологии, в связи с большим количеством экологических мероприятий и акций (таких как уроки экологии в школах, экскурсии на предприятия), возрос интерес родителей и детей к защите природы.

Экологи ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», энтузиасты своего дела, активно занимаются экологическим воспитанием и образованием — как в рамках технической учебы, так и во время специальных обучающих семинаров, а также с помощью распространения на предприятиях материалов по охране окружающей среды. Чтобы процесс был живым, сотрудники участвуют в специальных кологических конкурсах, играх, велопробегах. Более того, организуются субботники по благоустройству территорий и восстановлению водных объектов, когда люди, оказываясь на природе, имеют возможность оценить тот ущерб, который они зачастую наносят окружающей среде своими действиями. И лично (самостоятельно) этот ущерб ликвидировать.

Природа заражена, но в нашем случае происходит «заражение» иного положительного рода: «заражение» чувством ответственности за сохранение окружающей среды, в которой предстоит жить нашим детям и внукам.

Автор: Екатерина Горяминская

Источник: журнал «ГАЗинформ»