Управление социальными и экологическими аспектами при реализации Проекта КС «Портовая»

С 2011 года ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» осуществляет эксплуатацию компрессорной станции (КС) «Портовая» и сухопутной части газопровода «Грязовец-Выборг», подающего газ в «Северный поток». КС «Портовая» обеспечивает подачу природного газа в морской (подводный) участок газопровода, который проходит по дну Балтийского моря на расстояние 1224 км до побережья Германии (район города Грайфсвальд), минуя страны-транзитеры.

«Портовая» по суммарной мощности, рабочему давлению мощности, рабочему давлению и расстоянию транспортировки является уникальным объектом мировой газовой отрасли. На КС эксплуатируется новейшее оборудование, внедрены самые передовые инновационные технологии.

Станция обеспечивает транспортировку газа по «Северному потоку» без создания дополнительных компрессорных мощностей. Для этого установлено 6 газоперекачивающих агрегатов мощностью 50 МВт, которые используются впервые в истории эксплуатации Единой системы газоснабжения России, а также 2 агрегата мощностью 25 МВт (производство Rolls Royce, США). Помимо компримирования природного газа, на КС «Портовая» решается задача по осушке перед подачей его в подводную часть газопровода для транспортировки. С этой целью на станции смонтирована и эксплуатируется установка подготовки газа к транспорту производства Siirtec Nigi, Италия.

На установке производится осушка газа с выделением из него жидких фракций, после чего технологическая вода направляется на утилизацию, а стабильный конденсат реализуется как товарный продукт. Для успешной эксплуатации КС «Портовая» сформирована развитая инфраструктура — это системы водо-, энергоснабжения и водоотведения, водозабор из Финского залива на нужды пожаротушения, установка термического обезвреживания отходов, сеть автомобильных дорог и др. Ближайшие населенные пункты находятся на расстоянии более 3 км от компрессорной станции, что обеспечивает минимальное воздействие на местное население, традиционно проживающее на приграничной с Финляндией территории.

Данный проект открыл новые перспективы деятельности ОАО «Газпром» на международном уровне, и европейское сообщество приняло активное участие в его осуществлении. Расширение газотранспортной системы и увеличение поставок природного газа в Германию и страны Западной Европы потребовало привлечения масштабных инвестиций в строительство компрессорной станции и создание инфраструктуры. Финансирование осуществлялось за счет привлечения займов под гарантии агентств экспортного кредитования, что подразумевало соблюдение социальных и экологических требований Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) и стандартов Международной финансовой корпорации.

ОЭСР является международной экономической организацией, в состав которой входят развитые государства, большинство из них — члены Европейского союза. Гарантами обеспечения кредитования выступили государственные экспортно-кредитные агентства Италии и Великобритании. Выделение кредитных линий осуществлялось Группой организаций Всемирного банка. Деятельность ОЭСР направлена на финансирование проектов при условии устойчивого развития и минимизации экологических и социальных рисков. С этой целью при выделении кредитных линий агентствами выдаются гарантии при условии применения экологических нормативов Международной финансовой корпорации (IFC) на весь период погашения кредита.

IFC входит в Группу организаций Всемирного банка, является крупнейшим учреждением в области глобального развития. В своей работе IFC применяет инновационные подходы для развития частного бизнеса и оказывает влияние на основные его направления.

В состав экологической документации IFC входят Политика в отношении доступа к информации, Политика обеспечения экологической и социальной устойчивости, Руководство Группы организаций Всемирного банка по охране окружающей среды, здоровья и безопасности, Стандарты деятельности:

  • Стандарт деятельности 1 — Оценка и управление экологическими и социальными рисками и воздействиями;
  • Стандарт деятельности 2 — Рабочий персонал и условия труда;
  • Стандарт деятельности 3 — Рациональное использование ресурсов и предотвращение загрязнения окружающей среды;
  • Стандарт деятельности 4 — Охрана здоровья и обеспечение безопасности населения;
  • Стандарт деятельности 5 — Приобретение земельных участков и вынужденное переселение;
  • Стандарт деятельности 6 — Сохранение биологического разнообразия и устойчивое управление живыми природными ресурсами;
  • Стандарт деятельности 7 — Коренные народы;
  • Стандарт деятельности 8 — Культурное наследие.

В основе экологической документации IFC, требования которой обязательны для соблюдения клиентами Группы организаций Всемирного банка, лежат основные принципы международных соглашений, принятые под контролем Организации объединенных наций начиная с середины 20 века.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро прошла Конференция по окружающей среде и развитию. Страны участники утвердили декларацию, которая заложила базовые принципы устойчивого развития с целью выработки механизма глобального партнерства между государствами. Первый принцип декларации гласит: «Забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой». Этот документ стал логическим продолжением Стокгольмской декларации 1972 года о проблемах окружающей человека среды.

В развитие данных документов крупными финансовыми организациями были выработаны «Принципы экватора», заложенные в основу соглашений о финансировании международных проектов. В соответствии с Принципами были выделены основные категории социально-экологических рисков и даны рекомендации по работе с проектами, расположенными в государствах с различным уровнем развития нормативно-правовых актов, регулирующих экологические и социальные вопросы. Согласно «Принципам экватора», управление экологическими и социальными рисками в структурированном виде должно способствовать устойчивому развитию и вести к улучшению финансовых, экологических и социальных показателей.

Постоянный мониторинг ключевых показателей эффективности, оценка соответствия проекта «Принципам экватора», предоставление отчетности обеспечивают привлекаемые по договору независимые консультанты по экологическим и социальным вопросам, которые осуществляют контроль над проектом на протяжении всего срока кредитования. Важную роль в формировании принципов устойчивого развития и управления социальными и экологическими аспектами сыграло принятие Орхусской конвенции, выработанной Европейской экономической комиссией ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Целью Орхусской конвенции является содействие защите права каждого человека жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, гарантия права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Конвенция была подписана в 1998 году в датском городе Орхусе, к ней присоединилось 38 стран. Россия активно участвовала в обсуждении текста, но документ не подписала. Тем не менее, при реализации проектов финансируемых при поддержке ОЭСР и Группой организаций Всемирного банка положения Орхусской конвенции являются неотъемлемой частью требований реализации финансовых проектов.

Соблюдение принципов международных деклараций закреплено в кредитных договорах в рамках выполнения экологических нормативов IFC. Важным пунктом заключаемых документов является необходимость привлечения независимых консультантов, отслеживающих выполнение Стандартов IFC. Ими проводятся мониторинговые аудиты, запрашивается документация в отношении вопросов управления социальными и экологическими аспектами, а после проведенного анализа формируются отчеты для кредиторов и выдаются рекомендации клиентам.

При формировании предложений по совершенствованию системы управления социальными и экологическими аспектами на конкретном объекте возможен конфликт между действующими государственными нормативно правовыми актами и требованиями, изложенными в Стандартах деятельности IFC. В таких случаях первые имеют преимущественную силу, что на практике выражается в необходимости обоснования невозможности применения Стандартов. Однако стоит отметить, что экологическая документация IFC сформирована на основе наилучшей мировой практики управления экологическими и социальными аспектами, которая менее формализована и учитывает реальное негативное воздействие, а также способна подстраиваться под существующую государственную и корпоративную системы управления. Поэтому при выделении кредитных линий немаловажное значение имеет наличие у организации функционирующей системы экологического менеджмента в соответствии с международными стандартами серии ISO 14000. Наличие сертификата подтверждает готовность организации к переходу на международные требования системы управления экологическими аспектами.

В качестве независимого консультанта по экологическим и социальным вопросам при реализации проекта КС «Портовая» была привлечена компания d’Appolonia S.p.A., Италия. Данная организация создана в 1956 году и входит в корпорацию RINA, которая предлагает услуги по консалтингу, инжинирингу и сопровождению проектов на рынках энергетики, транспорта, инфраструктуры и промышленности.

Сопровождение проекта КС «Портовая» d’Appolonia началось на этапе строительства в 2009 году: тогда аудиты проводились 4 раза в год. После введения КС в эксплуатацию проверки будут осуществляться еще в течение 10 лет ежегодно.

При реализации крупных проектов независимый консультант рекомендует разработать Руководство по управлению экологическими и социальными аспектами в ходе строительства и эксплуатации, в котором содержится оценка возможных рисков.

Процедура аудита заключается в запросе документации по определенному перечню, затем происходит мониторинговое посещение объектов, на которые была выделена кредитная линия. По итогам аудита проводится совещание, на котором делаются предварительные выводы, далее формируется контрольный отчет, содержащий рекомендации по дальнейшей работе.

Опыт работы по международным стандартам IFC позволяет сделать выводы, что уже на этапе проектирования объектов следует учитывать необходимость привлечения кредитных линий, а это предполагает соблюдение международных экологических стандартов. На сегодняшний день из-за противоречивости российского природоохранного законодательства возникают конфликты с требованиями международных стандартов, а это создает проблемы при реализации крупных проектов с привлечением дополнительного финансирования из-за рубежа.

Несомненно, привлечение кредитов, выделяемых Группой Всемирного банка, открывает большие перспективы: ведь реализация проектов в соответствии с международными нормативами, помимо экономической выгоды, выводит систему управления экологическими и социальными аспектами российских компаний на новый уровень.

Источник: журнал «Бизнес»