И опять во дворце

В июне прошлого года при финансовой поддержке ОАО «Газпром» через дочернюю компанию — ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» началась вторая очередь работ по реставрации и консервации интерьеров Китайского дворца, охватывающая Большой зал, Переднюю, Гардеробную, Розовую гостиную.

Китайский дворец, возведенный в 1762–1768 годах архитектором Антонио Ринальди, входит в грандиозный ансамбль Собственной дачи императрицы Екатерины II. Уцелевший в годы Великой Отечественной шедевр в стиле рококо сохранил большую часть уникального убранства XVIII века — наборные паркеты, лепные украшения стен, падуг, потолка, росписи по штукатурке и на холстах, плафоны, выполненные художниками Венецианской академии живописи…

Первая очередь, профинансированная газовым концерном и его партнером — компанией «БАСФ» по соглашению с ГМЗ «Петергоф», завершилась 1 сентября 2011 года к 300-летию Ораниенбаума. Тогда открылся для посещения и знаменитый Стеклярусный кабинет — двенадцать расшитых стеклярусом и синелью панно, изображающих диковинных птиц и экзотические цветы, которые были отреставрированы в Государственном Эрмитаже также на средства «Газпрома».

Опыт — вещь бесценная; технические решения, успешно опробованные на первом этапе, применяются и на втором. В частности, комплексная реконструкция подполий и монтаж в них инженерных систем для надежной эксплуатации здания. Дело в том, что «драгоценная забавная игрушка», как называла Китайский дворец Екатерина, — по сути, летний павильон, пусть и с семнадцатью изысканными залами в «китайском» стиле, предназначавшийся не для проживания, а для приемов и увеселений. Он был построен без подвалов, практически на земле, вблизи пруда и активно впитывал грунтовые воды.

В ходе переделки дворца сменявшими друг друга сиятельными владельцами, при локальных поновлениях и выборочных реставрационных работах XIX и XX веков устранялись скорее последствия, но не первопричина избыточной влажности, пагубно влияющей на интерьеры. С этой проблемой столкнулись генпроектировщик — ООО «Старый замок» (руководитель проекта Нина Смольникова) и генподрядчик — «Петербургская реставрационная компания» (директор Михаил Ботаковский).

Решить ее помогли детальные исторические исследования бытования дворца и каждого из его помещений и масштабные научно-изыскательские работы по всему зданию, предусмотренные соглашением с благотворителем.

К примеру, помимо банальных протечек кровли, намокания фундаментов и нижней части стен, был выявлен существенный фактор переувлажнения дворца — конденсат, образуемый на тыльной стороне паркетных щитов, вследствие разности температур (дворец — неотапливаемый, в подполье — высокая влажность). Возникла необходимость изоляции подполий от грунтовых вод. Отсюда и сложность «входа» реставраторов в помещение: прежде чем разобрать паркетные полы, кропотливо, как разбирают часы, чтобы не пропала ни одна клепка или деталь орнаментального рисунка, переходящего со щита на щит, нужно провести консервацию интерьеров, микологическую обработку всех поверхностей.

Одно из служебных помещений (до революции здесь была буфетная, в советские годы размещался калорифер) решили приспособить под технические нужды, свести в нем инженерные сети. По словам Михаила Ботаковского, система автоматического регулирования микроклимата, разработанная и внедренная на первом этапе работ, будет смонтирована во всех интерьерах дворца. Это позволит круглый год поддерживать в нем необходимый температурно-влажностный режим. Но музей по-прежнему будет открыт для посетителей только в летний сезон — таково особое условие эксплуатации памятника.

Глубокое проникновение в устройство этой «забавной игрушки» позволило уже в ходе реставрации сделать немало «открытий чудных».

Так, на стенах Гардеробной под позднейшими наслоениями XIX-XX веков найдены первоначальные цвета отделки и подлинная роспись. Гардеробная, или «комната, где пудрились» (пудрили парики), располагается между Передней и Розовой гостиной, связывая парадный вход во дворец с половиной великого князя Павла Петровича. Композиция и орнаменты стен сохранились с XVIII века и принадлежат Антонио Ринальди. Резьбу исполнили русские мастера, лепной декор — Альберто Джани. Реставраторы демонтировали плафон Серафино Бароцци «Суд Париса» и придумали щадящий способ его крепления (без гвоздей).

На падугах потолка Розовой гостиной над камином под слоями масляной и клеевой красок открылась гипсовая накрывка под искусственный мрамор XVIII века. Вообще отделка этого помещения дает представление о метаморфозах интерьеров дворца в XIX и XX веках. Холсты с живописью XVIII столетия были заменены бумажными обоями, на стенах появились медальоны с изображением играющих амуров кисти Т.А. Неффа. В ходе реставрации 1946–1947 годов они были сняты и переданы в ГМЗ «Павловск». Остальное оформление, включая плафон Гаспаро Дициани «Диана и Аврора», осталось нетронутым.

Специалисты провели не одну неделю в спорах о том, как возрождать Розовую гостиную, в которой оставили след разные поколения реставраторов. Решение, которое было согласовано с КГИОП, гласило: на плафоне удалить загрязнения, поздние реставрационные записи, лаки и следы клея; золочение декоративной резьбы сохранить, утраты воссоздать по сохранившимся аналогам; обои не восстанавливать за неимением достаточной иконографической информации (никаких новоделов!); медальоны Неффа копировать. Вероятно, финансировать эту последнюю работу будет уже не «Газпром»,а Минкультуры.

Но самой сложной, по общему мнению, оказалась реставрация Передней. С ее стен была аккуратно снята подлинная живопись, выполненная в редкой технике темперно-клеевой росписи по холсту, который был натянут на подрамник и намертво прибит к нему и к стенке гвоздями! В павильоне Катальной горки со схожим температурно-влажностным режимом устроили мастерскую. В ней живопись дублировали на новую основу, сохраняя авторские кромки холстов, что было непросто, и натягивали на подрамники. Ее уже возвратили на историческое место, не повредив ни подрамники, ни холст.

При этом второй этап — не повторение пройденного. Залы индивидуальны и по художественной начинке, и по истории постройки, последующих реставраций, и в каждом случае предстоит определить, что есть авторское, а что привнесенное, и в какой период. И наконец, что сохранить для потомков.

— Обнаруженные в результате расчисток фрагменты интерьера второй половины ХVIII века мы консервируем, основной объем интерьеров, относящийся к XIX веку, приводим в порядок, — уточняет заведующий филиалом «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф» Андрей Федоров. — А общий принцип: по максимуму сохранить и донести до посетителей музея все исторические этапы жизни дворца...

Понятно, что такое разнообразие и переплетение работ в ограниченном пространстве требует исключительной слаженности действий, особой химии в многопрофильном коллективе музейных работников, проектировщиков, реставраторов. Полноправные его участники — благотворители из компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

Их отношения с заказчиком — ГМЗ «Петергоф» строятся на договорной основе. Составлен план-график, ежемесячно предоставляется отчет о выполненных работах и затраченных средствах. Но есть и нечто большее, чем цифры отчетности, — взаимное уважение и доверие, возникшие еще на первом этапе реставрации, которые привели «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в Общество друзей ГМЗ «Петергоф».

По соглашению с компанией до конца мая 2014 года предстоит завершить работы в Гардеробной и Розовой гостиной — их планируют открыть для посетителей в июне, в дополнение к ранее отреставрированным залам восточного крыла. В конце октября предполагается завершить комплекс работ в Передней. Маршрут экскурсий станет еще увлекательнее.

Между тем музейщики составляют планы третьего этапа реставрации, в который входят Большой и Малый китайские кабинеты, Сиреневая гостиная, кабинет Екатерины… И конечно, рассчитывают на продолжение сотрудничества с ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» и его партнерами. Как говорит Андрей Федоров, «нам повезло найти друг друга».

Автор: Аркадий Соснов

Источник: альманах «Русский Меценат»